Рынок совершенной конкуренции примеры

Существует превосходный фактор, диктующий неспециализированные условия функционирования того или иного рынка, — степень развития на нем конкурентных взаимоотношений. Большой степени развития механизмы конкуренции достигают в условиях рынка совершенной конкуренции. Термины совершенная борьба, совершенный рынок введены в научный оборот во второй половине XIX в. К числу авторов, в первоначальный раз использовавших понятие совершенный рынок, относится У. Джевонс. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, несовместимой с какими-либо ограничениями или монопольными тенденциями.

Совершенная борьба: понятие и основные черты

Темперамент сотрудничества компаний между собой на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Рыночная структура — это определенный тип строения отраслевого рынка с присущими ему проявлениями таких ключевых линия, предопределяющих поведение участников рынка и параметры равновесия, как число рыночных агентов (продавцов и клиентов), их информированность и мобильность, тип создаваемой продукции, условия вхождения на рынок и ухода с него. В зависимости от конкретных проявлений этих линия принято выделять четыре основных типа рыночных структур :

Рынок совершенной конкуренции примеры

1) чистая (совершенная) борьба;

2) монополистическая борьба;

4) чистая (полная) монополия.

Они представлены по степени убывания конкуренции. Три последних типа рынка обозначаются неспециализированным термином несовершенная борьба и будут рассмотрены в следующей главе.

Несложным и исходным типом, или моделью, рынка имеется рынок совершенной конкуренции. Совершенная борьба представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке функционирует множество продавцов и клиентов с равными возможностями и правами. Наровне с этим влияние каждого участника экономического процесса на неспециализированную обстановку так мало, что им вероятно пренебречь.

Совершенная борьба имеет следующие основные показатели.

Рынок совершенной конкуренции примеры

1.Многочисленность субъектов рынка. На рынке действует большое количество маленьких продавцов и клиентом. Исходя из этого совершаемые продавцом продажи (или потребителем приобретения) ничтожно мелки в случае если сравнивать с совокупным объемом рынка (менее 1% продаж или приобретений за любой период).

2.Однородность продукции. Это показывает, что продукция соперничающих компаний гомогенна и неразличима, т.е. данные продукты разных компаний рассматриваются клиентом как верные аналоги. Вследствие того что товары однообразны, потребителю безразлично, у какого именно как раз продавца их брать. Благодаря однородности продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

Рынок совершенной конкуренции примеры

3.Отсутствие контроля над ценой. Многочисленность производителей и потребителей однородной продукции фактически предопределяет, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены. В то время, в то время, когда какой-то продавец устанавливает более громадную цену на товар, клиенты вольно переходят к его бессчётным соперникам. Если же отдельный продавец установит цену ниже несложного уровня, то товары, реализованные по такой цене, не смогут удовлетворить большим образом спрос клиентов и нарушить среди них свободную борьбу. На совсем конкурентном рынке и клиенты и продавцы являются ценополучателями, они соглашаются с ценой, принимают ее как данность.

4.Отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него. Новые компании смогут вольно входить, а существующие компании — покидать чисто конкурентные рынки (отрасли). Не существует никаких серьёзных препятствий — законодательных, финансовых и других, каковые имели возможность бы помешать происхождению новых компаний и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Отсутствие барьеров свидетельствует, что ресурсы целиком и полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой.

5.Полная информированность участников рынка о его текущем состоянии. Исчерпывающая информация о ценах, технологии, спросе и предложении товаров, норме прибыли доступна для всех. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий соперников. Решения принимаются клиентами и продавцами в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации.

Названным условиям чуть ли может соответствовать хоть один из реально функционирующих рынков. Помимо этого наиболее похожие на совершенную борьбу рынки (рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют) лишь частично удовлетворяют им. В действительности неизменно действуют какие-либо бюрократические или экономические ограничения на вхождение в отрасль и открытие бизнеса. Существует множество торговых марок, дифференцирующих товары. Помимо этого при наличии в отрасли множества продавцов в большинстве случаев имеется основная компания, владеющая рыночной властью и диктующая цены.

Так, перечисленные условия являются в значительной степени допущениями, каковые целиком и полностью никогда не исполняются в действительности.

Исходя из этого о рынке совершенной конкуренции вероятно сказать лишь как о научной абстракции, разрешающей более четко раскрыть ничем не ограниченное действие законов рынка. Но при всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции играется в экономической науке важную роль.

Во-первых, существуют отрасли, каковые действуют в условиях, приближенных к совершенной конкуренции. К примеру, сельское хозяйство наиболее соответствует данному типу рынка, чем любой рыночной структуре. Исходя из этого модель совсем конкурентного рынка разрешает делать выводы о правилах функционирования очень многих малых компаний, реализовывающих однородную продукцию.

Во-вторых, являясь несложной рыночной обстановкой, совершенная борьба дает исходный пример, или стандарт, для сравнения с другими типами рынков и оценки эффективности настоящих экономических процессов.

Определим, как на практике действует компания при условии, что ее окружает рынок совершенной конкуренции, причем поведение компании будет неодинаково в краткосрочном и долгосрочном периодах.