Национальный костюм башкиры фото

Национальный башкирский костюм состоит примерно из десяти частей.

Являясь логическим завершением костюма, головной убор нес на себе особенную смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, домашнем и возрастном положении человека. За головным убором закреплялась охранная функция: роль оберега игрались нашитые на убор монеты, определенной формы ювелирные поделки, сердолик, раковины, перламутр, кораллы, плоды экзотических растений, птичьи пушки, когти и другие необыкновенные предметы.

Чаще других в литературе упоминаются кашмау (кашбов. кашпау ) и кэлэпyш (калябаш ). В сёлах Башкирии в ХIХ в. кашмау виделся относительно довольно часто, особенно в южных районах; о другом уборе не забывали лишь в восточном Зауралье.

Национальный костюм башкиры фото

В оформлении кашмау первенствующую роль игрались кораллы; они сочетались с серебряными нашивками. Круги из кораллов, небольших, после этого больших монет, нашивались на шлем около отверстия. Основная часть шапочки покрывалась нитками кораллов, прикрепленными одним концом у края, другим — у отверстия убора. Не считая долгих околоушных подвесок сулпы. кашмау сугы имелась спускающаяся на лоб теменная подвеска манлай сук. От массивной подбородочной пряжки каптырма на грудь свешивались долгие цепочки с ювелирными медальонами. Между шлемом и наспинной полосой размешалась треугольная либо круглая бляха, игравшая роль не только затылочного украшения, но и оберега.

Обширно принятым убором в северной Башкирии были так именуемые колпачки. Их носили взрослые девушки и юные дамы, покрывая маленьким платком. Существовало пара разновидностей колпачков.

Распространенные в башкирских аулах в ХIХ — начале ХХ века мужские головные уборы были не так бессчётны, как женские. В путевых заметках и этнографических изучениях упоминаются колпаки и войлочные шляпы, суконные и меховые шапки.

В соответствии с мусульманским обычаям, мужчина, особенно если он был немолодым, не показывался на людях с непокрытой головой. Роль повседневного головного убора принадлежала тюбетейке — небольшой хорошо облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее именовали тубэтэй ; коегде нарядные тюбетейки обозначали словом такыя. На югевостоке Башкирии (Бурзянский, Баймакский и др. районы) термин такыя относился и к скромным тюбетейкам пожилых мужчин.

не меньше нужным убором до последнего времени оставались меховые шапки (бурек, кэпэс).

Изюминкой мужских шапок была характерная вытянутая форма. Наиболее распространенным являлся покрой из четырех округленных по бокам, сведенных на конус клинышков. На тулье мех обращался ворсом вовнутрь. Сверху шапки покрывались бархатом, сукном либо другой плотной тканью. С внешней стороны имелась выпушка либо околыш. Часто шапки из овчины обшивали по краю полосой дорогого меха. Время от времени на тулью нашивали позумент.

В одежде, шитой из домашних тканей, часто сохранялся естественный цвет — это белые полотняные рубахи и платья. Их украшением служил вытканный геометрический либо вышитый растительный узор. В юго-восточных горных и степных районах холщовые платья окрашивали в красный, зеленый, светло синий, реже в желтый цвета. На подол наносили минеральной краской полосы либо нашивали дветри узкие цветные ленты. У южных башкирок такие полосы помогали обычно единственным украшением платья. У северовосточных (приуральских), у челябинских и курганских (зауральских) башкирок подол окаймляла вышивка, употреблялась и аппликация.

Украшение подола платьев было принято у всех башкир. Орнаментовались кроме этого концы рукавов, ворот. Часто воротник выкраивался из ткани другого цвета, в тон ему подбирались ластовицы.

Национальный костюм башкиры фото

Самое броское украшение костюма нагрудник. Он был весьма тяжелым из-за громадного количества нашивок: монет, кораллов, граненного стекла, медальонов, цепочек и т.д. Они распологались горизонтальными рядами, кругами либо столбцами. Довольно часто возможно заметить на нагруднике сетку из кораллов либо бисера, коралловую бохраму. Кое-какие украшения из бирюзы, сердолика, янтаря и других камней. Делали роль оберега, другими словами оберегали людей от злых духов и проблем.

4. Передники мужские и женские, время от времени совмещенные с нагрудником.

5. Верхняя одежда типа кафтана с долгими рукавами.

6. Плащи (аркалык, архалук от слова спина), накинутые на плечи, маленькие до талии либо долгие, застегнутые пряжкой в виде кольца с заколкой на груди либо на правом плече.

7. Пояса мужские и женские, нужные для закрепления распашной одежды без застежки .

8. Брюки, достаточно узкие, расшитые узорами.

Национальный костюм башкиры фото

9. Кожаные и войлочные чулки, либо мягкие сапоги с голенищами различной высоты, украшенные аппликацией, бисером, металлом.

10. Большое количество украшений, конкретно на теле в виде шейных, ушных подвесок, ручных браслетов и колец, и пришитых к одежде, обуви и головным уборам в виде розеток и пластинок

Башкиры в течении столетий создавали очень богатую и многогранно неповторимую культуру, которая воплотилось в изделиях вышивки, ткачества, художественно-декоративной обработки металла и дерева, в оформлении национального костюма и украшений жилища.

Одним из популярнейших видов декоративно-прикладного искусства башкирского народа есть народный орнамент.

В переводе с латинского языка орнамент — это украшение, узор. С давних пор башкиры многообразным, броским и красочным орнаментом украшали упряжь коней, хозяйственную утварь, обувь, одежду, жилище. Картинки орнаментов наряду с этим создавались, хранились и передавались в семье много поколений.

Башкирский орнамент практически в любое время симметричен, его композиция очень образно и емко говорит о восприятии мира людьми. Мир, по восприятию башкир, представляет собой противостояние: день-ночь, жизнь-смерть и т.д. В искусстве это продемонстрировано через симметрию противостоящих фигур, поделённых третьим элементом, в роли которого имела возможность выступать либо женская фигура, либо изображение дерева, либо символический ромб. Такие замены не были случайными, поскольку и женская фигура (богиня всего сущего), и ромб (земля-пашня), и дерево (древо жизни) — это знаки плодородия, так именуемого жизнедающего начала.

В цветовом отношении башкирский орнамент броский, многоцветный, в большинстве случаев преобладают красный, желтый, тёмный, зеленый цвета. Фон изделий значительно чаще красный либо тёмный, реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, зарей, светилом, и всем прекрасным, что имеется в природе.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны у башкир с религиозным мировоззрением. Орнамент должен был обезопасисть человека от действия злых духов. Одежда сама по себе считалась надежной защитой человека от внешних вредоносных действий, но злые духи имели возможность проникнуть через отверстия, потому они нуждались в дополнительной защитной силе. По этим обстоятельствам башкиры украшали орнаментом в первую очередь края, разрезы, отверстия: воротник, застежки, вырезы, края рукавов и подола. Края, обрамленные прекрасным узором, считались недоступными для разных негативных действий.