Излишек производителя это

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Рыночное равновесие – обстановка на рынке, в то время, в то время, когда спрос (D) и предложение (S) будут в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe ) и равновесным объемом. Т.е. количество спроса (QD ) равен объему предложения (QS ) при данной равновесной цене (Pe ) (рис. 6.1).

Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.

Излишек производителя это

Рис. 6.1. Рыночное равновесие

Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. трансформации рыночного спроса и рыночного предложения приводят к трансформации рыночного равновесия.

Излишек производителя это

Если настоящая рыночная цена (Р1 ) выше Ре. то количество спроса (QD ) будет меньше объема предложения (QS ), т.е. появляется избыток товара (DQS ). Избыток предложения неизменно действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.

Чтобы избежать трансформации цены, производители смогут сократить предложение (S®S1 ), что приведет к сокращению объема до QD (рис. 6.1,а).

Излишек производителя это

Если настоящая рыночная цена (P1 ) оказывается ниже цены равновесия Pe. то количество спроса (QD ) превышает количество предложения QS. появляется недостаток товара (DQD ). Недостаток товара действует в сторону повышения его цены. В данной ситуации клиенты готовы заплатить и более громадную цену за товар. Давление со стороны спроса не будет прекращаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока недостаток не станет нулевым (DQD =0).

Закон убывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага ведет к понижению полезности от него) растолковывает отрицательный наклон кривой спроса (D). Другими словами любой потребитель в соответствии со понижающейся полезностью товара берёт его большее количество только при условии понижения цены.

При помощи кривой спроса вероятно узнать выигрыш (излишек) потребителя – это разность между большой ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и настоящей (рыночной) ценой данного товара.

Цена спроса на товар (РD ) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – сотрудничеством спроса (D) и предложения (S). В следствии этого сотрудничества товар продается по рыночной цене (Рe ) (рис. 6.2).

Излишек производителя это

Рис. 6.2. Излишек потребителя и производителя

Исходя из этого потребитель побеждает, беря товар дешевле, чем он имел возможность за него заплатить. Данный выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РD ЕРe (рис. 6.2).

Знание предельных издержек (МС) разрешает узнать выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой компания может без потерь реализовывать единицу продукции, не должна быть ниже предельных издержек (МС) (прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции) (рис. 6.2). Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли компании. Так, выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Такой излишек компания получает от каждой реализовываемой единицы товара по рыночной цене (Рe ), превышающей предельные издержки (МС) производства данной единицы. Так, реализовывая количество товара (Qe ) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до QЕ ) по РЕ. компания возьмёт выигрыш, равный заштрихованной площади Рe ЕРS .